absentis: (Default)
[personal profile] absentis
Прислали какую-то ссылку на очередную статью про гигиену. Я на них уже давно не реагирую (ну сколько можно глумиться? постебались, и хватит). Но ссылка была с гравюрой Дюрера. Той самой, с которой Успокоитель свои «разгромные» статьи начинал «вот, видите, моются же!». Аннотация к гравюре была соответствующая.
На улице дождь, идти никуда не хочется, и я решил, что пора по старой памяти чего-нибудь набросить;)

(ссылка на большую картинку)

Альбрехт Дюрер - Мужская баня баня, 1496-97. На великолепной гравюре Альбрехта Дюрера «Мужская баня» изображена компания мужчин с пивом у открытого бассейна под деревянным навесом, гравюра относятся к тому самому времени, в которое, по заверениям некоторых наших сограждан, «Европа не мылась».
© Российские интернеты


Все-таки романтики неисправимы... А кто на гравюре моется? Конечно, «к тому самому времени» НЕ мылись. И не могли мыться. Именно это у Дюрера и изображено.


Вообще, картинками реальность нельзя доказывать никогда, по определению. Их можно разве что сопоставлять с известными фактами и событиями. Все остальное - игры искусствоведов. Им фантазировать прикольно, пускай развлекаются, переводят свою парейдолию в апперцепцию. Можно, конечно, с определенной вероятностью вычислить, кто именно изображен на гравюре, и затем спорить десятилетиями, кто же из изображенных сам Дюрер: флейтист или чувак, облокотившийся на кран с петушком, или вон тот, за забором? Или тут вообще три Дюрера? Разобрать, кто из друзей Дюрера изображен на гравюре. Вычислить братьев Паумгартнеров - богачей из известной патрицианской семьи и старину Пиркхаймера. Их-то как раз можно узнать более достоверно - первые люди города, как никак, элита (это, кстати, к вопросу о «народной» бане). Поискать Вольгемута среди Дюреров. Уйти в астрал и считать изображенных «воплощением четырех темпераментов». А потом приглядеться и прозреть: батюшки, да вся эта картинка ни что иное как гей-порно! Именно так решила автор книги Crimes in the Art: The Secret Cipher of Albrecht Dürer Элизабет Гарнер: тут же и тоска во взгляде, и цветок в руке, сексуальные позы, петушок, говорящий узел на гульфике и другие символы. «Почему власти, городской Совет, вообще разрешили Дюреру опубликовать этот рисунок богатых и знаменитых людей Нюрнберга по существу голыми?» - переживает Гарнер и выражает сожаление за сестру и мать художника, которым этим гей-порно приходилось торговать на ярмарках (Sex in the Nuremberg Bathhouse http://www.albrechtdurerblog.com/sex-in-the-nuremberg-bathhouse/)

Вот более вдумчивый и приличный взгляд:
Изображение, по видимости, носит оттенок иронический и эротический одновременно. Обратим внимание на одну деталь. Слева, опираясь на умывальник, стоит некто (назовем его для удобства Вольгемутом, хотя это заведомо и не так), средних лет поджарый мужчина, и с благодушным интересом смотрит на юного музыканта. Фигура Вольгемута расположена таким образом, что причинное его место прикрыто не только средневековыми плавочками, но поверх них - еще и краном от умывальника. Посмотрите на этот кран: мало того, что он до неприличия похож на часть тела, которую вроде бы прикрывает, - сходство усилено еще и тем, что ручка у него в виде петушка, символика которого - при всем разнообразии возможных интерпретаций - совершенно однозначна: это не Фронесис гностиков, не истинный проповедник Евангелия и даже не святой Петр. Это - "один из ключевых символов сексуальной потенции.., мужского начала, эротического влечения" (см. соответствующую статью в Мифах народов мира, т.2). И если верить одному специалисту, назвавшему юмор Дюрера "неизменно глубокомысленным и подчас тяжеловесным" (Кристеллер, 47), то можно предположить, что художнику и его высокоученым друзьям было известно и такое значение петуха, как двойственность: жизнь-смерть, свет-тьма, чисть-нечисть. Осталось только подсказать читателю, что мужское начало бодрого старца Вольгемута направлено туда же, куда и его взгляд. И если Дюрер-за-забором наблюдает всю сцену сзади, а потому многого не видит, то Дюрер-музыкант вполне просекает "тяжеловесную правду", судя по тому, с какой понимающей улыбкой глядит он на Вольгемута и слегка даже загораживает своего юного друга плечом. Играет "Дюрер", между прочим, на дудке - тот еще символ12...
 Возможно, что и два брата-Паумгартнера введены в сюжет не случайно: опять же двойственность, причем не мирно-близнечная, а все та же беспокойная: это видно и в характере персонажей (еще ярче - те же двое в виде свв. Георгия и Евстафия на створках семейного алтаря), и в предметах, им сопутствующих; возле одного брата валяется некий сосуд (пустота), возле другого - камень (наполненность). Один лишь Пиркхаймер чувствует себя "немножко лишним" в этой компании: его неуемная страсть к женскому полу общеизвестна, - а потому он не участвует в переглядываниях и, запрокинув голову, льет в себя доброе немецкое пиво. Такие вот мужские развлечения. Изображенные, говорят, много смеялись, увидев гравюру.13
http://www.vavilon.ru/metatext/risk4/duerer.html

Если вам показалось, что автор цитаты выше слегка перегибает с гомосексуальными коннотациями, то заглянем в Шпигель - в последний абзац про портрет как раз того «любителя пива» с «Бани» Пиркхаймера:
С краю рисунка написано по-гречески следующее выражение: «С хером в твоей жопе». Многие исследователи долгое время предполагали, что грязная шутка была добавлена каким-то неизвестным мерзавцем. Но это не так. Химический анализ показал, что рисунок и надпись сделаны одним и тем же пером. И оно принадлежало Альбрехту Дюреру.
http://www.spiegel.de/international/zeitgeist/new-details-emerge-on-artist-duerer-ahead-of-exhibition-a-830282.html

Но оставим эту скользкую тематику искусствоведам (мы же знаем, что из любой картинки можно вытянуть, чего только душа ни пожелает) и вернемся к «бане» непосредственно. Почему я написал, что не мылись? Не потому, что баня на открытом пространстве ирреальна. Это как раз неважно, то картина же, «художник так видит». Дюрер мог бы нарисовал себя с друзьями хоть на Луне (и тогда бы такая гравюра, несомненно, доказывала, что пионер лунных путешествий Мюнхгаузен со своим ядром - лишь жалкий последователь космонавта Дюрера, который там побывал уже давно: «вон, глядите, нарисовано же! доказательство!»). Просто потому, что в привязке к реальности они уже не могли этого делать. И более вероятной трактовкой (чем мы хуже искусствоведов?:) будет такая: те, кто постят эту картинку как доказательство: «глядите, моются же!» - заворожено смотрят только на название «Баня», игнорируя саму гравюру. Можно сколько угодно сжимать в руке бесполезный скребок для мытья, ностальгически стоять у закрытого крана (нарисованного Дюрером как продолжение члена - «х.. вам, а не вода»), пить пиво, играть на флейтах и прочих виолах, но вот мыться никак не получится. Ибо если в кране нет воды -... то это что значит? Правильно, это значит, что ее годом ранее отключил своим эдиктом Городской Совет. И посещать бани с тех пор в Нюрнберге нельзя, ибо они - запрещены. Картинка в этом аспекте - ирония Дюрера над данным событием. И в подписи к гравюре сей факт даже иногда упоминается. Вот, например, сайт одного из старейших вузов США - Чикагского институт искусств:
Эта крупномасштабная гравюра была опубликована вскоре после того, как в 1496 году эдиктом были закрыты бани в родном городе Дюрера Нюрнберге.
(http://www.artic.edu/aic/collections/artwork/43940)

Правда, сопоставили гравюру с внешними событиями искусствоведы (вероятно, по причине занятости вышеизложенными гомосексуальными интерпретациями) не столь давно, хотя про Дюрера и про «edicts of German cities, dated 1496, closing bath-houses and brothels» упоминалось еще Рейнхардом Тимкен-Зинканном полвека назад:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1033980/

Там же приведена и гравюра Дюрера «Сифилитик», нарисованная им для трактата городского врача того же 1496 г., что намекает нам на возможную причину того запрета городского Совета.

ps. Впрочем, здесь можно ведь и задуматься: Стефан Паумгартнер - судья, Пиркгеймер - сам член городского Совета (ну, почти - официально станет чуть позже). Кому же они бани запретили, сами себе что-ли? Нет ли и другого подтекста в картинке? Может, это всем остальным жителям города адресован членокран? Мол, «воды нет и не будет, но вы держитесь там!» И именно поэтому персонажи, запретившие бани, «много смеялись, увидев гравюру»? Также, как девятью годами позже Пиркгеймер - вместе со всем остальным городским Советом - сбегут из города от чумы, помахав оставшимся горожанам ручкой: «Вы держитесь там, здоровья вам!» Но дальше уж пусть искусствоведы продолжают;)

Date: 2017-05-07 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] va-tar77.livejournal.com
Ура, Вы вернулись в ЖЖ)))

Date: 2017-05-07 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Ну, я формально и не уходил. По крайней мере на время дождей;)

ps. Смотрю вот на гравюру и думаю: может, я погорячился с тем, что трактовать изображения совсем уж бесполезно? Вот есть же тут, например, у одного из братьев скребок в руке. Такой же, как на другой гравюре Дюрера "Конюх". Ну, там-то понятно - лошадь так и моют. А здесь сей атрибут бани не может ли нам намекать на частоту их посещений? Какой она должна была быть, чтобы скребок понадобился? Неужто как в старом анекдоте про католиков: "вот один слой грязи, вот второй, а вот и твоя рубашка, которую ты пять лет назад потерял!":)

Date: 2017-05-07 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] nil-0.livejournal.com
Чтобы баню закрыть, надо чтобы было, что закрывать. Так что получается, что до закрытия бани кто-то в ней мылся, а потом перестали.
А вообще странны обе позиции: средневековые люди (не)мылись. В какие-то периоды мылись, а в какие-то - нет.

Date: 2017-05-07 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Конечно, были. Их начали закрывать как раз в это время (проституток из бань пытались выгнать раньше лет на десять, в Бреслау, например) Тем забавней наблюдать за теми, кто пытается это доказывать невалидными доказательствами. Потому что им хочется показать, что не просто были (не так уж много на население), а было их море разливанное за каждым углом, и для всего народа, и ходили туда каждый день всем городом. Какой-то христианский дуализм - либо белое, либо черное.

Date: 2017-05-07 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] craftwr.livejournal.com
Хохмач, однако.

Date: 2017-05-07 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Приколист, типа. К тому же там могли быть и местные локальные примочки, которых мы и не поймет. Художники - они такие)

Date: 2017-05-07 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] craftwr.livejournal.com
Скорее всего местная хохма, которую никто кроме местных и не знал, а художник и забацал для большего эффекта.

Date: 2017-05-07 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] pyka-npu3paka.livejournal.com
мылись они, но в этот период в основном дома в тазиках, а гравюра высмеивает разврат в банях

Date: 2017-05-07 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
То есть одобряет запрет?;)

А может - все не так было. Пришли ребята своей теплой компанией как-то помыться (ну, не то, чтобы часто ходили - иначе бы скребка в руке не было - так тем более настроились - во, щаз помоемся, наконец!) Включают воду - а та как-кап (на полу, судя по отражению, может сантиметр и есть) - и закончилась (а там в ссылках выше было не только про сифилис в это время, но и про засуху). Не хватает воды! Обозлились наши герой и поняли: на всех воды не хватит (водопровод-то старый, деревянный, не справляется - сто лет назад построен). Тут-то они народу бани и запретили. И девять остальных бань закрыли, а в своей вода пошла. И сами они давай мыться да плескаться и над горожанами прикалываться - мол, те без бабла и административного ресурса лохи позорные. И заказали другу-художнику гравюрку на память с членокраном.

Или нет, не так было - гравюру они заказали своему другу для отмазки: глядите, в засуху и начальство страдает! Такие знатные люди пришли в баню, да без воды остались, совсем как мы! Народ это любит, и стал гравюру массово на рынке покупать, сестра с матерью Дюрера аж с ног сбились, продавая компромат. А компания - шнырк в баню, и моются там, и плескаются, и прибыль от продажи "издевательской" гравюры подсчитывают.

Нет, не так было. Пошли они как-то ... (так можно до бесконечности)

Я же и об этом и написал - любые трактовки бессмысленны:) Только по приколу.

Date: 2017-05-07 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] pyka-npu3paka.livejournal.com
да, скорее всего одобряет - это период зарождения реформации и пуританизма в Европе, в том числе в Германии. Бани считались рассадником греха, чем-то вроде публичного дома. Так что гравюра скорее всего просто карикатура, основанная на сплетнях и намеках об известных в то время "петухах"

Date: 2017-05-07 12:30 pm (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Ну, не знаю.. "антигреховная" гравюра врядли бы понравилась "много смеялись" Пиркхаймеру, который (после смерти молодой жены) из этих бань - публичных домов и не вылезал, об этом много записей сохранилось. Если бы вот Дюрер был его женой - тогда бы понятно, что одобрял закрытие бань. А так сомневаюсь я)

Date: 2017-05-07 12:20 pm (UTC)
From: (Anonymous)
А в этих банях действительно был водопровод?

Date: 2017-05-07 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Без понятия насчет конкретно бань (сомнительно очень). А в самом Нюрберге, был, конечно, с 14 века. Деревянный, километра четыре, шел к их знаменитому фонтану-колодцу Schöner Brunnen, который любому туристу показывают. Были ли ответвления водораздачи - мне неведомо.

Date: 2017-05-07 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] russ-79.livejournal.com
блестящий анализ, спасибо!
вы - настоящий интеллектуал ЖЖ.
продажный шизофреник и фрик Галковский - нервно курит в сторонке.

Date: 2017-05-07 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Ну, я все-таки пытался своим анализом показать относительную бессмысленность любых анализов (в том числе и своего:) По крайней мере, разборов, оторванных от контекста (в конкретном случае наличие эдикта - если нас не подводят с датировками как его, так и гравюры - должно, конечно, основание для изменения обычных трактовок - но далее, опять же, можно только фантазировать). То есть, к примеру, упомянутую вскользь гравюру Дюрера "Сифилитик" мы можем рассматривать как отражение представлений того времени о болезни и ее симптомах, то есть как что-то более-менее реальное - поскольку известен контекст: гравюра делалась для врача Ульсениуса, трактат был напечатан, это первая известная печатная работа по сифилису (с астрологическими отсылками - ну, уж такая была медицина) А интерпретация любых "неконтекстных" картин - обычно более свободная фантазия искусствоведов, чем анализ. О "доказательствах картинкой" как таковой я уж промолчу)

Date: 2017-05-08 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Ну, чего-ж тут странного) Забавно, что он картинки использует исключительно псевдоиллюстративно для "оживляжа" поста вообще без привязки к тексту и не пытается ими ничего доказать (и это правильно).

А то, что даже эта тема стала из, собственно, просто "забавного прикола" (как воспринималась всего дюжину лет назад) поводом для срача уже не "романтиков", а всех со всеми - это характерный знак эпохи, когда мозги пытаются превратить в фарш всем. Тут не старое наивное "разделяй и властвуй", а "используй мясорубку". Это интересно наблюдать со стороны. Хотя и несколько тревожно.

Date: 2017-05-08 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] 20observer21.livejournal.com
Да уж, картины Варфоломеевской ночи там явно за уши притянули.

Date: 2017-05-09 06:21 am (UTC)
From: (Anonymous)
https://gallerix.ru/tribune/izuchaem-mif-o-nemytoy-evrope/
Здесь указывается еще одна гравора Дюрера - женская баня
С ней то-же что-то не то?

Date: 2017-05-09 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Жаль, что мне не в этом виде ссылку прислали - здесь еще смешнее. "Женская баня" - это НЕ Дюрер вообще (им же все-равно, что постить, лишь бы бабы голые). Ганс Шпрингинкли или Ханс Бехам любили подобное рисовать, это же обычная для 16в порнография какого-то художника. При той морали воспринималось как жесткое порно, продавать на рынке - дело выгодное. Такие гравюрок множество, их и конфисковывали как порнографию
Image

Date: 2017-05-10 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] yury-nesterenko.livejournal.com
Кстати. Произведение, конечно, художественное, причем написано индийцем, не жалующим англичан - но полагаю, что он все же опирался на источники:
" Однако ежедневные омовения дозволялись только Берра-саибу, когда он, пропыленный и разгоряченный, возвращался после дня в конторе. Говорили, хозяин придумал хитроумную штуку: он плескался под струями, вытекавшими из дырочек в днище ведра, куда слуга беспрестанно подливал воду. Полетт была бы рада иметь у себя такое устройство, но стоило ей о том заикнуться, как миссис Бернэм возмущенно фыркнула и в своей обычной окольной манере дала понять, что холодные обливания необходимы мужчинам, однако не пристойны и даже противопоказаны нежному и менее возбудимому полу. Купанье в ванне, уже вполне определенно сказала она, чисто мужская забава, которая должна иметь разумные промежутки в два-три дня." (Амитав Гош, "Маковое Море")
Это уже вторая половина XIX в. Британская Индия. Как можно НЕ мыться каждый день в этом климате (да еще учитывая фасон тогдашних платьев), я вообще не представляю...

Date: 2017-05-10 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
В этом климате - да, трудно понять. Зато Берра-саиб вполне продвинутый, догадался же прообраз rain-shower сделать из подручных материалов:)

Date: 2017-05-10 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] yury-nesterenko.livejournal.com
rain-shower - это, вообще-то, ливень. Душ - просто shower ;)
Edited Date: 2017-05-10 10:09 am (UTC)

Date: 2017-05-10 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
У нас они именно так называются в магазинах: душ (shower head) - это обычная ручная лейка к нагревателю, а rain-shower - это второй, стационарный, размером именно с то самое "ведро с дырками" - диаметром от 20 до 30 сантиметров (обычный стандарт 8 дюймов). Вот как раз в данный момент у меня таец его вешает, меняет старый пожелтевший на такой же, но со светодиодами, показывающими цветом температуру (купил дешево на алиэспрессе и, кажется, он там тоже rainshower назывался - может, это такая наша местная азиатская словоформа, не знаю, но удачная - на rain и похоже)

Date: 2017-05-10 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] yury-nesterenko.livejournal.com
Хм, никогда не видел таких девайсов. У нас в Америке только обычные души, которые головки. А из такой 8-дюймовой штуки огромный же расход воды должен быть. Нерентабельно же.

Date: 2017-05-10 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Пошел, посмотрел - он все повесил уже и сидит, пьет пиво - типа, рабочий день закончился:)
Image
Там дырочки маленькие, резиновые (для очистки засорения), то есть реальный тропический "ливень" не устроить, только "дождик"; думаю на расход не повлияет.

Date: 2017-05-10 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] yury-nesterenko.livejournal.com
Забавная штуковина, да еще и с подсветкой. Но визуально впечатление, что расход должен быть в разы выше, чем у душа. Собс-но, даже труба толще.

Date: 2017-05-10 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Думаю, ограничение самого нагревателя (там диаметр труб меньше, воду я запустил только через него, без всяких смесителей) просто не позволит выдать больше, чем он может пропустить. Если объем и увеличится, то не в разы (а раза в полтора я переживу).
Но в крайнем случае буду себе объяснять, как миссис Бернэм, о "противопоказаниях к частому мытью" и о "разумных перерывах в 3 дня"))

May 2017

S M T W T F S
  123456
7891011 12 13
14 151617 181920
212223 2425 2627
28 293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2017 09:08 pm
Powered by Dreamwidth Studios