absentis: (Default)
[personal profile] absentis
Что бы значил сей змей на кресте (якорь, кстати, такой же знак Христа, как и рыба) и змей в св. чаше (опять же тело Христа) у евангелиста Иоанна?

Ай-яй-яй

Date: 2007-07-13 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] aravak.livejournal.com
Возможно, я не понял вопроса: не что вообще значит змей, а что он значит у данного конкретного евангелиста.
Но на первый вопрос возможный вариант ответа - первая же гугловская ссылка:
http://bibleforums.org/forum/showthread.php?t=53586
запрос
snake and christian symbols

Если не понял, то извините ;)

Re: Ай-яй-яй

Date: 2007-07-13 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Нет, я тут совсем без подвоха;-) Сенькс за ссылку, сейчас взгляну. Сам еще не искал ничего. А змей заинтересовал в комплексе, то есть смутно припоминаю, что алхимический, и рюмка со змеей у медиков оттуда же, а вот Иоанн с чашей (хотя чаша ладно, грааль - тоже алхимия)...

Re:

Date: 2007-07-14 03:31 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Ну что ж, вроде так: это, конечно, и не Caduceus, и не Asclepius. Хрюсы, как обычно, сами запутались в своем символизме. Змей у них - это одновременно и символ сатаны, и символ Христа. В гностицизме змея - автор божественного гнозиса. Тертуллиан утверждает, что христиане называли Христа «Добрым Змием». Скорее всего, для ранних хрюсов разница между Сатаной и Христом была расплывчата, ежели вообще была.

Поскольку еще с античных времен символ змеи, сбрасывающей кожу ассоциировался с омолаживанием, то в применении к средневековью рабочей версией пока считаю эту:

"Изображения змеи, прибитой к кресту, которые встречаются в средневековом христианском искусстве, стали, таким образом, символом воскрешения и превосходства духа над плотью".

Что объясняет присутствие змея и в "чаше вечной жизни".

Не слишком ли сложно?

Date: 2007-07-14 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] aravak.livejournal.com
Из чистого любопытства: чем не нравятся другие версии?
Может, все несколько проще?
Вариант 1
У меня Заветов под рукой нет, проверить не могу, но:
The picture is derived from the biblical story of Moses, who erected a brazen snake as a charm against plague
http://altreligion.about.com/library/glossary/symbols/bldefsserpentcross.htm
http://altreligion.about.com/library/graphics/bl_brazen.htm
Вариант 2
Блин ;) Лежат библейские форумы. Ссылка в моем первом комментарии вела на историю, в которой некие граждане подверглись нападению змей и т. Иисус сказал им то ли прибить, то ли просто повесить змею к кресту и тогда она волшебным образом их излечит.

Тогда и змея в чаше не представляет таких сложностей. Из яда через веру - в лекарство, все логично.

Re: Не слишком ли сложно?

Date: 2007-07-15 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
О, хорошая ссылка на моисеевскую картинку. Змея похожа (то есть корни, согласен, там) но это просто змея. А здесь якорь (даже два) явно указывает на Иисуса. Та змея от змей спасала, а Саваофыч от кого? Да от "этого грешнаго мiра", в жизнь вечную, так что все равно, похоже, воскрешение.

Date: 2007-07-16 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] apochromat.livejournal.com
Ну ясен же пень, что змей у христанутых, равно как и любая другая животина-загогулина, не может быть таким же строго детерминированным символом, как например, большая сигма в математике (которая там обозначает сумму и ни что другое). Ниже участники треда уже помянули всех библейских, апокрифических и еретических рептилий, так что мне по теме добавить нечего. Скажу только, что как-то я спросил у знакомого православного, будет ли богоугодно сушить рыбу на церковном кресте, учитывая, что рыба - ранний символ Христа? Ответ: да, будет богоугодно :) Сейчас бы я, для усиления богоугодности, предложил бы еще сушить эту рыбу на змеях, растянутых между куполами.
Лично мне бывает непросто свыкнуться с мыслью, что христианские (мусульманские, иудейские и т.п.) объяснения их же собственных бредней в духе "кто на ком стоял" написаны взрослыми людьми.

И еще мысль вдогонку

Date: 2007-07-13 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] aravak.livejournal.com
Возможно, мысль и не свежа, но подумалось мне следующее: все религиозные трактаты писались людьми с уровнем развития подростка лет 13.
Рассмотрим:
- Маша, давай дружить!
- Нет, Витя. Отстань!
...через некоторое время на Машу нападают... ХУЛИГАНЫ! И давай отнимать портфель (ну или еще что).
И тут из подворотни, весь в белом, выходит лыцарь Витя! Видит это непотребство [...] и тут же Машу спасает! И они идут вместе в светлое будущее.
В общем, ничего плохо тут нет, - любовь, все дела, возвышенность. Только это решение подростковых проблем подростковыми же методами.
Только евангелисты были не просто подростками, а злобными подростками.
Поэтому в христианской притче вместо многоточия было бы: "и спрашивает: "Любишь ли ты меня, Маша?". "Люблю, люблю!", - кричит Маша, - "Помоги только!". Витя бросается вперед", далее по тексту.

Вот как-то так ;)

Кто там троицу любит?

Date: 2007-07-13 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] aravak.livejournal.com
absentis, глянул Вашу френд-ленту, наткнулся на очаровательную статью.
Продублирую для тех, кто (вдруг) ее не читает (я - один из них, вообще-то) ;)
"Теория эволюции для креационистов"
http://www.abarnett.demon.co.uk/atheism/evolution.html
Правда, про спорынью там почему-то не пишут ;) Не сочтите за офф-топ ;)

В школе меня биология не очень интересовала (единственное исключение - генетика как таковая, в отрыве от самой биологии, но она очень на программирование похожа), поэтому с теорией эволюции у меня не очень.
В статье доступным языком изложены опровержения основных утверждений креационистов. Вдруг кому пригодится?

Типо

Date: 2008-07-03 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] glebotr.livejournal.com
Христос-змей, гностическое изображение. Для (некоторых) гностиков Христос и был ветхозаветным сатаной, змеем-искусителем. А сатаной-сатаной-сатаной у них был как раз Яхве. Ну типа сатана моего сатаны -- мой христос или как-то так...
(deleted comment)

Date: 2008-11-18 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Спасибо. С чашей яда я помню, а упоминания при этом змеи не встречал. Вполне возмозможно. Хотя, теперь, наверное, и не разобраться, что именно возникло раньше - легенда или изображение. Легенда, возможно, может быть, наоборот, и более позднем описанием картинки.
зы Я надеюсь, на кресте на другой картинке тоже яд в виде змеи:-)

May 2017

S M T W T F S
  123456
7891011 12 13
14 151617 181920
212223 2425 2627
28 293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2017 04:00 pm
Powered by Dreamwidth Studios