absentis: (Default)
[personal profile] absentis

 

 

— Не токмо впроголодь, — подхватил подрясник, — а по писанию, каждый из нас, могий вместити, обязан питаться акридами... и диким медом...
— Ну, что ж, если все мы, господин паломник, будем питаться акридами, какое значение придадите вы тогда ржи, пшенице, вину и елею?

Н. В. Успенский, 1889

 

Как обычно считалось толкователями Библии, евангелист Матфей, рассказывая об употреблении Иоанном Крестителем саранчи («пищею его были акриды и дикий мед», Мат.3:4), показал, что Предтеча питался неприхотливо, соответствуя подвижническому образу жизни отшельника. Пища Иоанна в виде акрид и дикого меда считалась на Ближнем Востоке самой простой, а выражение «питаться акридами» давно стало распространенным символом бедности: «сам ты едва концы с концами сводишь и акридами питаешься» (Чехов). Профессор Лопухин, автор широко известной «Толковой Библии», писал:

Акридами называлась саранча, которая и теперь употребляется в пищу в Недже и Хеджасе. В лавках с саранчой она продается мерами. Приготовляя ее в пищу, бросают ее живою в кипяток, который хорошо просаливают; через несколько времени саранча вынимается и просушивается на солнце. Англичанин доктор Томсон, проживший в Палестине много лет и написавший очень хорошую о ней книгу, говорит: «саранчу не ест в Сирии никто, кроме бедуинов на крайних границах, и о ней постоянно говорят, как о низшем сорте пищи, смотрят на нее большею частью с отвращением, так как эта пища выносится только низшими классами народа. Иоанн Креститель, однако, и принадлежал именно к этому классу, все равно — по необходимости или по выбору. Он также жил в пустыне, где такая пища и теперь употребляется; и потому в Евангелии излагается простая истина. Обыкновенной пищей Крестителя была саранча, вероятно, поджаренная в масле и смешанная с медом, как это и теперь бывает». (гл. 3, ч. 4)

Почти все официальные словари трактовали слово «акриды» как «саранча», и некоторые переводчики Библии вставляли слово «саранча» прямо в текст. Однако, со временем, отдельные толкователи стали сомневаться в правильности такого перевода. Им было сложно согласиться с тем, что акриды — это саранча, ибо поедание насекомых в глазах обывателя стало представляться неэстетичным. Из св. Иоанна попытались сделать вегетарианца. Не были ли пищей Иоанна, например, какие-нибудь плоды, а не саранча?

Первой на роль заменителя саранчи выступила робиния (Robinia pseudoacacia). Натуралист Гарриет Килер писала в 1900 году, что другое название псевдоакации (англ. Black Locust, от лат. locusta) ошибочно «было дано миссионерами ордена иезуитов, которые воображали, что именно это дерево поддерживало св. Иоанна в пустыне».[1]

  Робиния в сквере Вивиани, Париж 
Впрочем, зная методы и пристрастия иезуитов, вполне можно было бы предположить, что под названием робинии изначально имелось ввиду, скорее, не «локуста» (саранча), а Локуста — знаменитая римская отравительница, казненная при Гальбе, от ядов которой, как считается, умерли Клавдий и Британник. Ведь молодые побеги робинии, семена и корни, обладающие сладким вкусом, а также кора, часто ядовиты (токсичный протеид робин). При отравлении наблюдается недомогание, тошнота, рвота, головокружение, боль и жжение в желудке, нарушение сердечной деятельности, галлюцинации. Смерть наступает от резкого падения артериального давления. Поскольку молодые стручки этой «черной саранчи», или белой акации, как ее ботанически неверно называют по-русски, можно относительно безопасно есть только после варки, когда яд разлагается, то явно не они были хлебом св. Иоанна. Ну а если серьезно, то основная беда здесь в другом — робиния вообще родом из Северной Америки, хотя настолько широко распространилась в Европе, что в некоторых областях ее ошибочно считают аборигенным видом. При этом даже само название робинии было дано Карлом Линнеем в честь ботаника Веспасиана Робена (Vespasien Robin, сын Жана Робена, садовода королей Генриха IV и Людовика XIII), высадившего в 1636 году первое такое дерево в Европе.[2] Эти деревья все еще растут в  Ботаническом саду в 5-м округе Парижа и в сквере Вивиани, считаясь самыми старыми робиниями в Европе.

Несмотря на вышеописанный казус, в книгах разнообразных «духовных учителей» мы можем прочитать: «Акриды означает саранча. Здесь мы обнаруживаем классический пример неправильного перевода. Кто может поверить, что возвышенный Иоанн Креститель, которому Иисус Христос даже доверил крестить себя, ел саранчу? Словом „саранча“ (лат. locusta) называли плоды робинии…»[3], а уже оттуда ошибка попала в православные издания; в частности, например, цитата доверчиво скопирована в книгу кандидата исторических наук.[4]

Возможно, несколько больше оснований у другой трактовки — речь могла идти о стручках цератонии, или рожкового дерева. В доказательство обычно приводят библейскую притчу о блудном сыне, посланным пасти свиней, и он бы «рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему». (Лука 15:16).
Рожковое дерево, или кароб (Ceratonia siliqua), иногда называют «деревом спермы», из-за специфического запаха при цветении. Произрастает и культивируется оно в Средиземноморье и субтропических областях, а также в Индии, Аргентине и Бразилии. Сегодня пищевая промышленность предлагает муку из стручков этого дерева, как альтернативу какао и шоколаду, но в основном рожки идут на корм животным. Это дерево было хорошо известно человеку с давних времен, его стручки служили пищей еще строителям пирамид. В Риме и в Палестине бедные классы населения часто питались плодами рожкового дерева, у Горация нередко встречается выражение vivunt siliquis, т.е их пищу составляют сладкие стручки. Кроме того, это дерево было знакомо каждому ювелиру. До сих пор вес драгоценностей (золота и бриллиантов) определяют в каратах, а это ни что иное, как вес семени рожкового дерева. Поскольку эти семена имеют приблизительно одинаковый вес около 0,2 грамма, греческие и римские ювелиры употребляли их в качестве единиц веса — каратов. Так мера и прижилась. Средневековые врачи наделяли рожки лечебными свойствами. «Сидение в их отваре укрепляет задний проход» — утверждал Авиценна в своем «Каноне врачебной науки». Со временем дерево обросло легендами. На Сицилии, например, верили, что Иуда Искариот повесился именно на рожковом дереве.

Цератонию также стали считать Иоанновым деревом, а ее рожки — хлебом св. Иоанна. О том, что рожковое дерево в Германии называют деревом Иоанна Крестителя, писал журнал «Нива» в 1903 году.[5] Журнал Франклинского института упоминает siliqua dulcis как хлеб св. Иоанна на пол века раньше[6], а еще в 1831 году при описании кароба хлеб св. Иоанна упоминается как хорошая пища для скота.[7] Вероятно, существуют и более ранние упоминания. Мнение о цератонии как исторической пище св. Иоанна не является общепризнанным, но распространенно достаточно широко. Многим приятней считать, что легендарный проповедник питался рожками, а не саранчой. Такое представление, как это часто бывает, устоялось, и семена цератонии сейчас продаются под названием Locust beans, т.е. дословно: «саранчевые бобы». Пища св. Иоанна стала богословским вопросом, появились работы, доказывающие что акриды — это несомненно стручки рожкового дерева. Так ли это на самом деле? Возможно, и так, хотя вне теологического поля вопрос, что именно ел на обед пророк Иоанн, не особо интересен.

Однако, не в зависимости от того, чем питался сам Иоанн Креститель, саранчой или рожками, и от того, что думали по этому поводу богословы и ученые, простой народ в Европе под названием хлеба св. Иоанна подразумевал нечто другое. Что, собственно, и понятно — рожковое дерево растет в северной Африке и Средиземноморском регионе, а севернее ели совсем другие рожки — рожки спорыньи. Английский священник и ботаник Майлз Джозеф Беркли (1803—1889), ведущий знаток патологии растений и основатель британской микологии, писал в своем трактате о грибах, что, хотя спорынья оказывает сильное действие на матку, «дети на Континенте время от времени едят ее в больших количествах, называя хлебом св. Иоанна, и никаких плохих эффектов она у них не вызывает».[8] Плохие же эффекты, по мнению Беркли, вызываются только спорыньей в плесневелом хлебе.

Может быть, здесь опять смешались различные значения, и в названии хлеба нашел свое отражение вовсе не Иоанн Предтеча, а Иоанн Богослов? По крайней мере, ужасные мистические образы, подобные описанным евангелистом Иоанном в Апокалипсисе, у потребляющих спорынью могли легко возникнуть под влиянием соответствующей установки.
Яркие видения этого св. Иоанна давно вызывали вопросы у соавтора Хофманна по «Дороге в Элевсин» Гордона Уоссона, первооткрывателя сальвии, также познакомившего мир и с псилоцибиновыми грибами. Этноботаник писал:

Я не хочу сказать, что святой Иоанн ел на Патмосе грибы для того, чтобы написать книгу Откровения. Тем не менее, последовательность образов в его видениях, так ясно видимая, но такая полная фантасмагория, подсказывает мне, что он был в таком же состоянии, как тот, кто находится под действием грибов.[9]

Позже другие исследователи смогли уточнить, что это, возможно, были за грибы. Авторы статьи «Эрготизм и его влияние на общество и религию» предположили, что столь живые мистические видения св. Иоанна на острове Патмос могли быть вызваны тем, что он питался зараженным спорыньей зерном, импортируемым из бассейна Дуная.[10] Если это так, то влияние особой пищи на последующее развитие цивилизации в очередной раз видно совершенно наглядно. Эту трактовку можно посчитать излишне спекулятивной, но интересно, что имя св. Иоанна со спорыньей связывают в любом случае. Мы же вернемся к мыслям Беркли о хлебе св. Иоанна.
 
«Похоже, — указывает в примечании автор, — что спорынья вызывает гангрену, только когда потребляется продолжительное время. Ужасные последствия происходят от длительного самодеятельного употребления спорыньи, и я лично могу засвидетельствовать такой случай».[8] 
 
Как и многие его современники, Беркли недооценивал опасность спорыньи, ядовитость которой плавает в очень больших пределах. Тут уж как повезет — с каким набором алкалоидов она уродится. Также дети любили есть спорынью и в России, но, в отличие от Беркли, русский этнограф С. Максимов связь с эрготизмом здесь видел: «деревенские дети всех чаще подвергаются этой болезни, лакомясь сладковатою спорыньей».[11] Разве что названия «хлеб св. Иоанна» в России не было. Зато Россия была хорошо знакома с Ивановой (Иоанновой) медвяной росой, выпадающей, по народному поверью, в один из праздников все того же св. Иоанна Крестителя, и известной также под именем Ферапонтовой росы.

ps/ Про Ферапонтову росу  дописал

1. Keeler, Harriet L. Our Native Trees and How to Identify Them, 1900, reprint Read books, 2008. p.102
2. Peabody F.J. A 350-Year-Old American Legume in Paris. Castanea. Vol. 47, No. 1 (Mar., 1982), pp.99-104
3. Armin Risi, Ronald Zurrer. Vegetarisch leben. Govinda-Verlag, 1993 (рус. перевод: Жить по-вегетариански.)
4. Захаров В.А. Десница Св. Иоанна Крестителя в России. М.: «Русская панорама», 2006
5. Петербургъ-1903: Переиздание комплекта журналов «НИВА» за 1903 г., посвященное 300-летию Санкт-Петербурга (сост. Манувахов Х.И., Смолякова Н.П.; послесл. Светлова Р.В.; вступ.ст. Сухих И.Н.) издательство Геликон плюс ИД Санкт-Петербургского ун-та, 2003. С. 214
6. Title Journal of the Franklin Institute, Volume 57. Pergamon Press, 1854. p.45
7. Mrs. Marcet (Jane Haldimand). Bertha's visit to her uncle in England, Volume 1. J. Murray, 1831. p.198
8. Berkeley, Miles Joseph. Outlines of British fungology: containing characters of above a thousand species of Fungi, and a complete list of all that have been described as natives of the British Isles. L. Reeve, 1860 p.76
9. Wasson, R. Gordon; Ruck, Carl A.P.; Hofmann, Albert. The Road to Eleusis: Unveiling the Secret of the Mysteries. Harcourt Brace Jovanovich.1978. p.18
10. Larry R. Shermana; Michael R. Zimmerman. Ergotism and Its Effects on Society and Religion. Journal of Nutritional Immunology, Volume 2, Issue 3 May 1994 , pp. 127 - 136
11 Максимов С. Куль хлеба и его похождения. Санкт-Петербург, 1873. репринт М.: Терра, 1996. С. 107

© Д. Абсентис, 2010
 


Date: 2010-09-16 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] apochromat.livejournal.com
Вот из таких проблем и состоит богословие: что ел Иоанн и на каком дереве повесился Иуда. И если еда, либо дерево оказываются идейно не выдержаными, это серьезный вызов для теологов. "Кто может поверить, что возвышенный Иоанн Креститель, которому Иисус Христос даже доверил крестить себя, ел саранчу?" И какая там еще нафиг теория струн!

А некоторые фразы звучат забавно.
именно это дерево поддерживало св. Иоанна в пустыне
Представляется Иоанн, подобный застенчивому пьянице, который опирается о стену, чтобы не рухнуть.
Со временем дерево обросло легендами
А св. Иоанн этими легендами кормился, когда они созрели и перестали спермой пахнуть. А до этого он их просто обсасывал :)

Date: 2010-09-16 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
>>Кто может поверить, что возвышенный Иоанн Креститель...

Да, это красивая доказательная логика тоже произвела на меня впечатление. И то, как легко, даже не проверяя, такую цитату (доказательно же!), хавают православные кандидаты наук, тоже доставило.

Как раз, изучая давеча какой-то богословский трактат, подумал, насколько все же люди живут в своей реальности. Правда, это именно свойство психики большинства как бы сапиенсов. Не было бы христианства вообще - они бы с такой же глубиной мысли изучали бы другие вымышленные миры.

Date: 2010-09-16 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
зы
>>именно это дерево поддерживало св. Иоанна в пустыне
Ну это я так перевел
"who fancied that this was the tree that supported St. John in the wilderness"
Можно, конечно, например, "кормило" - так ведь тебе представится Иоанн в подгузниках, и дерево, кормящее его с ложечки, не?;)

Date: 2010-09-16 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] apochromat.livejournal.com
Спокойно! Я не цепляюсь к словам, но признайся, обе мои ремарки в принципе по делу. Дословный перевод слова "поддержка" придал предложению о дереве на русском юмористическое звучание :)

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-16 10:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] apochromat.livejournal.com - Date: 2010-09-17 05:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-17 05:54 am (UTC) - Expand

Date: 2012-01-07 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] max theoristos (from livejournal.com)
"
Они спросили: "Например, электричество - это огонь?"
- Нет, - сказал я, - а... в чем собственно проблема?
Они сказали: "Талмуд говорит, что в субботу нельзя пользоваться огнем,
поэтому мы должны знать, можно ли использовать электрические приборы в
субботу?"
Я был шокирован. Наука их совсем не интересовала! Наука влияла на их
жизнь ровно в той степени, в какой она помогала им лучше толковать Талмуд!
Их не интересовали ни окружающий их мир, ни природные явления; они
стремились лишь разрешить для себя какой-либо вопрос, поднятый в Талмуде!
"
(c)

Date: 2010-09-16 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] without-user.livejournal.com
иоан ел - и нам велел.

Date: 2010-09-16 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
«Съешь еще этих мягких и сладких французских булок рожков» © Windows

Date: 2010-09-16 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] vologodski.livejournal.com
Вообще занятно читать про то, как кто-то питается «аскаридами» -- но ещё интереснее про дикий мёд, ведь для создания пчёлами запасов этого мёда нужны цветущие медоносные растения, и немало... То есть возможно, что климат тогдашней Палестины был вовсе не так и засушлив.

А вот как интересно трактуют "акрид" современные богословы:

Саранча – это тот же самый "легион бесов" (бес – от. лат. "бестия", "зверь"), который воюет против человека, стараясь завладеть его душою и телом, чтобы не оделся он в одежду праведности, но "жил не в доме, а в гробах", наполненных "трупными костями" бездуховности; чтобы "гнать по пустыне" его (см. Лук. 8.27–33). Саранча – это орудие "князя мира сего", сатаны, которым уничтожает он зелёные всходы веры, живые ростки надежды, благодатные плоды любви…

Как видим, саранча, или акриды, становится пищею для пророка Божьего Иоанна. Что же является духовною пищею, которою укрепляется воин Христов? Говорит Господь: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня" (Ин. 4.34). "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4.4). Так вот, духовная пища заключается в исполнении Воли Божьей, явленной в Слове Его! А воля эта: "Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас" (Иак. 4.7). Противостаньте диаволу, противостаньте сатане, – и ненасытная саранча, легион страстей и желаний плоти вашей станет пищею вам!


http://www.vedmedenko.org/statti.php?num=31

Date: 2010-09-16 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
А я трактовку "Саранча как легион бесов" как-то упустил) Мне нравится. Надо было христианиам и теологию соответствующую продолжить — "Сожри врага своего! Сожри его, зажаренным в масле и меде! Сожри беса, как учил нас Иоанн!" Как-то они постеснялись мысль развить.

Да, с медом тут что-то не так. Или, действительно, не такая уж и пустыня там была.

вы как буд-то

Date: 2010-09-16 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] kesar-civ.livejournal.com
Фоменко не читали!...

>Или, действительно, не такая уж и пустыня там была.

Re: вы как буд-то

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-16 07:47 am (UTC) - Expand

ну тогда

From: [identity profile] kesar-civ.livejournal.com - Date: 2010-09-16 08:47 am (UTC) - Expand

Re: вы как буд-то

From: [identity profile] haha2raza.livejournal.com - Date: 2010-09-16 05:59 pm (UTC) - Expand

тут либо

From: [identity profile] kesar-civ.livejournal.com - Date: 2010-09-17 06:12 am (UTC) - Expand

Re: тут либо

From: [identity profile] haha2raza.livejournal.com - Date: 2010-09-17 08:00 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-16 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] vologodski.livejournal.com
"Сожри его, зажаренным в масле и меде! Сожри беса, как учил нас Иоанн!" -- да это же готовый слоган для целого религиозного течения )))) адепты будут хрумкать кузнечиков "фри" и во фритюре ...

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-16 07:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] omega14z.livejournal.com - Date: 2010-09-16 08:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-16 08:37 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-16 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] cormix.livejournal.com
Христианам западло есть врагов, они едят только своих богов и святых.

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-16 10:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cormix.livejournal.com - Date: 2010-09-17 05:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-17 06:01 am (UTC) - Expand

Date: 2011-07-26 05:50 am (UTC)
From: (Anonymous)
как мед может быть диким? разве что пчелы. а вот в данном случае дикий мед - это... )

Date: 2011-07-26 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Не-не, брат - живой язык не подчиняется формальной обусловленности определений. Посему гугл легко выдаст 300000 ссылок на «дикий мед» дословно. Так что это словосочетание вполне конвенционально.

Date: 2010-09-16 09:24 am (UTC)
From: (Anonymous)
А в Бруклине есть Авеню Саранчи (Locust Avenue). Откуда взялось такое название, не знаю (что характерно, соседние авеню названы просто буквами алфавита), но ресторанов саранчевого питания "У святого Иоанна" на ней не наблюдается.

Date: 2010-09-16 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Мне припоминается, что первоначально само название робинии "локуста" появилось как раз в Америке в начале 17 века, кажется (лень сейчас проверять).

зы. да, взглянул все-таки, согласно Donald Culross Peattie. A Natural History of North American Trees, стр. 337, спроецировали в 1610 году цератонию как хлеб Иоанна, а название «саранчевка» затем вернулось обратно в Европу.

>>саранчевого питания "У святого Иоанна"
Хорошая мысль. Подскажу, что ли, местным исанским продавцам жаренных кузнечиков. Надо увеличить их клиентскую базу за счет благочестивых туристов;)

Re: Опять же иудеям можно

From: (Anonymous) - Date: 2010-09-17 01:30 am (UTC) - Expand

Re: Опять же иудеям можно

From: (Anonymous) - Date: 2010-09-17 04:46 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-16 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] arifg.livejournal.com
Слушай, а насколько кошерна саранча с точки зрения той же книги Левита? Если уж там креветок и кроликов запрещалось потреблять, неужно саранча дозволялась?

Date: 2010-09-16 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] arifg.livejournal.com
Вопрос снимается.

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-16 05:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-16 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] hi-story-info.livejournal.com
> Almost all insects are not kosher. The few kosher insects are specific types of locusts and grasshoppers which are not eaten today in most communities, since it is unknown which species is permitted (the exception being the Yemenite Jews, who claim to have preserved this knowledge).[6] It is also a consensus among Muslim scholars that all insects are forbidden except for locusts <

http://en.wikipedia.org/wiki/Islamic_and_Jewish_dietary_laws_compared


> Insects are not kosher, except for certain species of kosher locust <

http://en.wikipedia.org/wiki/Kashrut

- Проще говоря, ближневосточные семиты тот или иной вид саранчи таки ели и это даже закреплено в религиозных правилах, посвященных чистому питанию.

Date: 2010-09-16 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] hi-story-info.livejournal.com
А, пропустил пост выше о том же.

Date: 2010-09-16 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
>>are not eaten today .. since it is unknown which species is permitted

Блин, как же им тяжело жить:) Ломают голову, каких есть можно, а у каких "голени ниже ступней". Зато понятно, какие животрепещущие и жизненно важные вопросы решают ортодоксы, изучая всю жизнь Тору)

(no subject)

From: [identity profile] hi-story-info.livejournal.com - Date: 2010-09-16 07:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2010-09-17 01:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-17 04:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2010-09-17 04:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-17 05:50 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-17 01:03 am (UTC)
From: [identity profile] shlyapa-dvb.livejournal.com
>>>> "Кто может поверить, что возвышенный Иоанн Креститель, которому Иисус Христос даже доверил крестить себя, ел саранчу?"

Задавший этот вопрос «Библию» читал?
«…сих ешьте из них: саранчу с ее породою…» (Левит, 11:22).

Date: 2010-09-17 02:24 am (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Зачем Духовным Учителям читать Библию? И уж паства их тем паче Библию не читает, так что за руку не поймает. Тем паче, это особые Духовные Учителя Вегетарианства, цель которых завлечь идиотов недостаточно критичных будущих постоянных читателей, а их, понятно, легче найти среди поклонников "возвышенного Иоанна - вегетарианца" и прочих духовных людей, верящих, что в раю львы кушали морковку. Или же их не менее духовные переводчики так на русский перевели (как именно в немецком тексте звучит, не знаю). А к православным этот гон вернулся уже бумерангом. Они схавали, естественно, посколько Библию тоже не читают.

(no subject)

From: [identity profile] shlyapa-dvb.livejournal.com - Date: 2010-09-17 05:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-17 06:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shlyapa-dvb.livejournal.com - Date: 2010-09-17 06:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-17 06:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shlyapa-dvb.livejournal.com - Date: 2010-09-17 06:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shlyapa-dvb.livejournal.com - Date: 2010-09-17 06:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-17 07:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shlyapa-dvb.livejournal.com - Date: 2010-09-17 07:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2010-09-17 09:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shlyapa-dvb.livejournal.com - Date: 2010-09-17 01:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2010-09-18 12:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-18 01:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2010-09-19 02:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-19 03:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] absentis.livejournal.com - Date: 2010-09-18 03:12 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-19 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] cyryos.livejournal.com
Цитата из Евангелия от эбионитов (букв. "нищих", самоназвание христиан до расширения социального состава христианских общин):

"И случилось так, что Иоанн крестил и пришли к нему фарисеи и крестились, и весь Иерусалим. И Иоанн имел на себе одежду из верблюжьего волоса и перепоясан был кожаным поясом на чреслах, и пища его была (как сказано) дикий мед, вкус которого был подобен вкусу манны и медовым лепешкам в масле"

Евангелие от эбионитов не могло увидеть свет намного позже канонических книг, так как его упоминает борец с ересями Ириней. Хотя и написано на греческом.

Известно, что эбиониты были вегетарианцами и уже в те далекие времена любителями поиска в священных текстах искажений и вводящих в заблуждение интерполяций.

Иоанн эбионитов, естественно, не мог есть саранчу (живую плоть).

И ещё, как "канат" и "верблюд" в "Легче верблюду (или "канату") войти в игольное ушко (или "узкую дверцу в Иерусалимском храме"), чем богатому в царство божие" слова ἐγκρίς (лепешка) и ἀκρίδας (саранча) имеют схожее звучание.

Т.е. имеет место быть чья - то умышленная ошибка (своего рода ревизия) при переписывании текста.


Date: 2010-09-19 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] absentis.livejournal.com
Спасибо, интересно. Судя по тому, что само евангелие до нас не дошло, майнстримовским христианам оно не понравилось;)
зы. Но вообще мед, вкус которого подобен медовой же лепешке, как-то немного странно звучит.

(no subject)

From: [identity profile] cyryos.livejournal.com - Date: 2010-09-19 02:08 pm (UTC) - Expand

May 2017

S M T W T F S
  123456
7891011 12 13
14 151617 181920
212223 2425 2627
28 293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2017 03:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios